Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Государственный музей-заповедник "Царское Село"

Адрес

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7
Телефоны: 8 (812) 415-76-67
Сайт: www.tzar.ru

Постоянные и временные экспозиции

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. Целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Более сотни памятников рассредоточено по территории Екатерининского ,Александровского и Баболовского парков общей площадью более 500 гектаров: это величественные дворцы и камерные павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры.

Центр ансамбля – Екатерининский дворец — великолепный образец русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных залов, среди которых — всемирно известная Янтарная комната.
В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец.

В маршрут экскурсии по Екатерининскому дворцу включены следующие залы: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».

Постоянные выставки:
1. Романовы в Царском Селе.
Выставка расположена в залах Малой анфилады, отделка которой еще не восстановлена после разрушений военных лет. В этой части дворца жили Елизавета Петровна и Екатерина II, великий князь Павел Петрович (ребенком); здесь останавливался Александр I, а Николай II выбрал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей.
Каждый из семи разделов экспозиции посвящен одному из владельцев царскосельской императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II – и дополнен мультимедийным экраном. Выставка в деталях знакомит посетителей музея с историей династии Романовых и судьбами венценосных хозяев Царского Села.
2. Памятные комнаты Александра I
Апартаменты Александра I располагались к северу от Картинного зала. В их число входили Гостиная, Малая Белая столовая, Уборная, Опочивальня, Кабинет, «Эрмитажная столовая». В 1817 году архитектор В.П. Стасов на месте столовой и комнат, не имевших названия, создал Парадный Мраморный кабинет, Овальную и Сводчатую проходные и Приемную императора. Эти интерьеры, восстановленные после войны, стали ярким образцом архитектуры русского ампира.
3. Выставка в Зубовском флигеле Екатерининского дворца «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”»
В экспозиции представлены живопись, мебель, фарфор, оружие, бронза, одежда (мундиры) – всего около 200 предметов, которые принадлежали императору и его семье и окружали их в царскосельской резиденции.
Экспозиция разместилась на первом этаже Зубовского флигеля – там, где располагались апартаменты императора. К сожалению, убранство этих помещений – так же как и залы второго этажа, где проживала императрица Мария Александровна – было утрачено во время Великой Отечественной войны. Музей предпринял попытку «реконструировать» несколько интерьеров, вернув в них предметы обстановки, которые находились там исторически. В состав личных комнат Александра II входили Передняя, Камердинерская, Туалетная, Кабинет, Азиатская, Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Приемная.

История музея

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Санкт-Петербурга и учреждением в нем столицы Российского государства.
В XVII веке эти земли были под властью шведов. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой нашей страны в Северной войне.
На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена Александру Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села. На протяжении двух веков Царское Село служило летней парадной императорской резиденцией.
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль превратили в музей, а лучшие здания города новые власти передали учебно-воспитательным и оздоровительным учреждениям для детей. Поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. 9 июня того же года Екатерининский дворец был открыт как музей. В 1937 году, в ознаменование столетней годовщины трагической гибели Александра Пушкина, город, где будущий поэт воспитывался в Императорском лицее, стал называться его именем. И, наконец, в январе 1983 года дворцам и паркам города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 году получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Дворцы и парки уникального Царскосельского ансамбля значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Екатерининский дворец, в течение двадцати восьми месяцев находившийся на оккупированной территории, к 1944 году превратился в обгоревшие руины. Некоторые парковые павильоны были частично или полностью разрушены; серьезные повреждения получили и другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.
Теперь, по прошествии более чем семидесяти лет после войны, реставрационно-восстановительные работы в заповеднике, начавшиеся в 1950-х годах, можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого.